Индустриальное сельское поселение
Кашарского района
346221 Ростовская область Кашарский район . п.Индустриальный ул. Советская 9
Контакты
346221 Ростовская область Кашарский район п.Индустриальный ул.Советская 9
Телефон:
(886388)
34-2-91
Режим работы:
Рабочее время: с 800 до 1600
Перерыв на обед: с 1200 до 1300
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Экология.Окружающая среда. Природопользование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 7-ФЗ от 10.02.2002 г. ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ, от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018), от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 27.12.2019 N 453-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П)

Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Индустриального сельского поселения Кашарского района

Экологическое просвещение 

Экологические сайты

Ecocom — всеобэкологии

http://www.ecocommunity.ru/

FacePla.net — экологический дайджест 
позитивной информации об экологии и технологии

http://facepla.net/

Saveplanet.su – «Сохраним планету»

http://www.saveplanet.su/

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

http://wwf.panda.org/

Гринпис России

http://www.greenpeace.org/russia/ru/

Министерство природных ресурсов России

http://www.mnr.gov.ru/

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

ПАМЯТКА О ПОРЯДКЕ СБОРА ОТРАБОТАННЫХ РТУТЬСОДЕРЖАЩИХ ЛАМП И БАТАРЕЕК, МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ПУНКТОВ ПРИЕМА

Информация о законодательстве в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, в том числе охрана атмосферного воздуха и водных объектов

В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Ростовская область относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.

Однако обратной стороной высокого уровня развития промышленности и сельского хозяйства в Ростовской области является усиление негативного воздействия на окружающую среду.

В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов Южного федерального округа (далее – ЮФО). К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, деградацию почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель, неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, а также проблемы, возникшие в результате реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.

В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью, такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 126,2 кг/год, в Краснодарском крае – 142,7 кг/год, в Волгоградской области – 163,2 кг/год.

Одним из ключевых направлений развития Ростовской области является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие Ростовской области могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Для решения данной проблемы была разработана и успешно реализована Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 – 2010 годы. Но в силу объективных финансово-экономических причин перечень мероприятий данной программы и объемы их финансирования были значительно сокращены.

Поскольку перспективное решение проблем экологии и природопользования на территории Ростовской области требует обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода, была разработана и с 2011 по 2013 год успешно реализовывалась областная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143. В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350 федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» в Ростовской области была разработана и с 2013 года реализуется областная долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 № 779. Мероприятия из указанных программ составили основу для настоящей государственной программы.

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ростовской области, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области и повышения лесистости ее территории. Выбор мероприятий Программы основан на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области является одним из важных факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также необходимым условием для улучшения качества жизни и здоровья населения.

Одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в Ростовской области увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет 37,1 процента от общего объема выбросов, тогда как доля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств в Ростовской области достигла 62,9 процента от общего объема выбросов.

Эксплуатация автотранспорта представляет реальную угрозу обеспечению экологической безопасности Ростовской области. Так, по результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями, практически для всех крупных городов области (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Миллерово, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране показателями уровня загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха диоксидом серы в Волгодонске и Новочеркасске превысил средний уровень по стране в 1,4 и 1,8 раз соответственно. Загрязнение атмосферного воздуха формальдегидом в Волгодонске, Новочеркасске и Миллерово выше среднего по стране в 1,6 – 1,9 раза. Практически во всех городах уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает средние показатели по Российской Федерации. Уровень загрязнения воздуха бенз(а)пиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах Ростовской области ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества и остается приоритетной примесью.

Практически все водоисточники Ростовской области, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений Ростовской области.

Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон, малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды в бассейне реки Дон колеблется от «умеренно загрязненной» до «очень грязной». Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди.

Причинами загрязнения водных объектов являются сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, неудовлетворительное состояние прибрежных зон.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы Ростовской области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами и тяжелыми металлами.

Региональный государственный экологический надзор как система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, является одним из основных элементов обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с целями и задачами регионального государственного экологического надзора государственными инспекторами Ростовской области по охране природы при проведении контрольных мероприятий выявляются нарушения и принимаются меры по принуждению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к обеспечению требований законодательства при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности, что, как следствие, способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

На территории Ростовской области в настоящее время расположены следующие ООПТ: государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» (9,46 тыс. га), государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» (45 тыс. га), природный парк «Донской» областного значения (40,96 тыс. га), 70 памятников природы областного значения (общая площадь – 20,47 тыс. га), 7 особо охраняемых природных территорий местного значения (общая площадь – 106,65 тыс. га).

По рекомендациям Международного союза охраны природы площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Данный показатель является одним из признаков цивилизованности региона.

Общая площадь ООПТ Ростовской области составляет 222,54 тыс. га, или 2,2 процента от площади Ростовской области. Этот показатель по России равен 9,8 процента от общей площади суши, а в ЮФО – 10,6 процента (в Астраханской области – 4,5 процента, в Волгоградской области – 8,6 процента, в Республике Калмыкия – 14,3 процента, в Республике Адыгея – 14,8 процента, в Краснодарском крае – 23,3 процента).

Увеличение общей площади территорий природно-заповедного фонда Ростовской области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ, что потребует направления на указанные цели финансовых средств областного бюджета.

Уровень антропогенного воздействия на объекты животного мира в Ростовской области достаточно высок. Это вызвано как причинами общего характера, такими, как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного мира – высокой химизацией сельского хозяйства и промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов.

В связи с указанными причинами основной задачей в сфере сохранения объектов животного мира является их искусственное воспроизводство с последующим выпуском, а также повышение защитных, кормовых, гнездовых свойств угодий за счет проведения комплекса биотехнических мероприятий.

Кроме того, в связи с регистрацией очагов африканской чумы свиней и снижением численности кабана в Ростовской области требуется проводить работы по замещению данного массового вида копытных другими, такими, как лань, косуля, европейский и пятнистый олень.

 

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.

На территории Ростовской области ведущими научными организациями осуществляется комплекс природоохранных мероприятий, осуществляемых в рамках ведения Красной книги Ростовской области. Данные мероприятия являются наиболее эффективными в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, а также тех природных комплексов, на которых они обитают (произрастают). Комплексный подход указанных мероприятий обеспечивает:

выявление ареалов произрастания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;

определение факторов, оказывающих негативное влияние на рассматриваемые виды;

проведение оценки экологического состояния природных комплексов;

разработку рекомендаций для улучшения условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, в том числе обитающих (произрастающих) на территориях с особым режимом охраны.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения Ростовской области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения Ростовской области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков. Сельские населенные пункты 25 районов Ростовской области (Боковский, Верхнедонской, Веселовский, Егорлыкский, Заветинский, Зимовниковский, Кагальницкий, Кашарский, Куйбышевский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Милютинский, Морозовский, Миллеровский, Сальский, Обливский, Октябрьский, Песчанокопский, Ремонтненский, Родионово-Несветайский, Советский, Тарасовский, Целинский, Чертковский, Шолоховский), города Восточного Донбасса (г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево, г. Миллерово, г. Красный Сулин, г. Белая Калитва) и город Сальск обеспечиваются водой в основном за счет источников подземных вод. Вместе с тем в ряде районов Ростовской области, испытывающих дефицит в водных ресурсах, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества.

Не менее важной проблемой является переоценка количественных и качественных параметров ресурсов месторождений пресных подземных вод, утвержденных в 60 – 70-х годах прошлого века, срок действия запасов которых истек. Для обеспечения устойчивого функционирования и создания основы для развития таких водозаборов необходимо проводить работы по переоценке запасов с утверждением их Государственной комиссией запасов.

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определен ряд полномочий субъектов Российской Федерации в сфере недропользования, исполнение которых в Ростовской области возложено на минприроды Ростовской области. Наиболее значимыми при регулировании отношений недропользования являются полномочия по обеспечению функционирования государственной системы лицензирования в части общераспространенных полезных ископаемых и проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых.

Вместе с тем обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы данных о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

Развитие водохозяйственного комплекса является важным фактором обеспечения экономического благополучия Ростовской области и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Ростовская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, обладающих высокоразвитой промышленностью и сельскохозяйственным производством. Обратной стороной высокого уровня экономического развития является усиление негативного воздействия на водные объекты Ростовской области.

В то же время состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития Ростовской области и повышения качества жизни проживающего в ней населения. Водные ресурсы служат основным источником водоснабжения населения и хозяйственного комплекса, являются основой успешного развития многих отраслей сельского и промышленного производства.

На территории Ростовской области находится 4 551 водоток (из них 165 малых и средних рек суммарной протяженностью 9 565 км), в основном это малые реки с небольшим водным стоком. Почти все они являются притоками реки Дон или ее главных притоков. В засушливой степной зоне, в которой расположена Ростовская область, они являются основным источником обеспечения водой населенных пунктов, промышленности и сельскохозяйственного производства.

В настоящее время очень остро стоит проблема рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Важнейшей частью этой проблемы была и остается охрана плодородия почвы, которое является главнейшим природным ресурсом, к тому же исчерпаемым и трудно возобновляемым.

 

Реализация планов природоохранных мероприятий может осуществляться только на основе полной информации о состоянии окружающей среды, почвенного покрова.

С целью контроля за состоянием почв сельскохозяйственных угодий, всем землепользователем, в том числе и арендаторам, занимающихся выращиванием овощеводческой продукции, необходимо не менее 2-х раз в год проводить почвенный анализ. Данное мероприятие выполняется с целью сравнения содержания питательных веществ до начала полевых работ и по их окончании, а так же снижения и предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности человека.

Ежегодно, какая-то часть урожая теряется от вредителей, болезней и сорняков. Это требует применения средств защиты растений. Но при проведении мероприятий по защите растений возникает проблема загрязненности почв остаточными количествами пестицидов.

При прекращении использования устойчивых к разложению пестицидов они могут сохраняться в почве в течении нескольких лет. Почва при этом становится источником загрязнения как сельхозпродукции, так и различных природных объектов. Применение пестицидов на орошаемых землях способствует попаданию их в водные объекты, а также миграции пестицидов по профилю почвы.

Все природоохранные мероприятия подразделяются на :

1.Предотвращение накопления остаточных количеств пестицидов в сельскохозяйственной продукции и фитоценозах;

2. Изучение и прогнозирование поведения пестицидов в уже загрязненной почве. для этой цели и проводится контроль за содержанием в почве особо опасных и трудновыводимых соединений.

Только неукоснительное соблюдение этих требований позволит навести порядок в системе химизации в земледелии, а следовательно, предотвратить загрязнение почв на сельскохозяйственных угодьях.

Рельеф территории Ростовской области оказывает значительное влияние на характер течения рек. Все они имеют малый уклон, а, следовательно, малое течение – скорость течения рек не превышает 1 м/сек. Питание рек смешанное: дождевое, снеговое (талые воды) и грунтовое (подземные воды), преобладающим из них является снеговое.

Ростовская область вследствие своего географического положения в южной зоне европейской части страны отличается низкой водообеспеченностью. Водные ресурсы Ростовской области оцениваются в 27,7 куб. км, из которых только 2,7 куб. км (10 процентов) формируются в пределах области, а основной объем поступает извне, в основном с территории верхнего Дона и Украины (река Северский Донец и реки Приазовья).

Ресурсы речного стока неравномерно распределяются по территории Ростовской области и во времени: в северо-западных районах слой годового стока достигает 70 мм, а в восточных и юго-восточных районах – всего лишь порядка 10 мм. Причем 70 процентов, а в юго-восточных районах до 90 процентов годового стока приходится на период кратковременного весеннего половодья. Среднеобластной слой речного стока (33 мм) более чем в 7 раз уступает среднероссийскому показателю, а в расчете на одного жителя – более чем в 10 раз (2,4 тыс. куб. м на человека).

Формирование речного стока в бассейне реки Дон происходит водотоками, размещенными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе: пяти областей Центрально-Черноземного экономического района (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской) и Ростовской области – Северо-Кавказского экономического района.

Кроме того, следует учитывать, что на территорию Ростовской области поверхностные воды поступают с территорий Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины после их интенсивного использования по трансграничным водным объектам.

В настоящее время состояние водных объектов в Ростовской области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов и их берегов.

Во исполнение пункта 22 плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р, необходимо проведение мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса.

________________________________________________________

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

Ростовская область относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы.

Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые способствуют динамичному развитию агропромышленного комплекса. Благодаря южному положению (46-50° сев. широты) на территории области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность солнечного сияния увеличивается с севера на юг от 2067 ч/год (г. Миллерово) до 2143 ч/год (Ростов-на-Дону). Продолжительность периода с температурой выше 10 °С колеблется по территории от 160 до 180 дней.

Истинным богатством области являются почвы. Основу пахотных земель области составляют черноземы и каштановые почвы. Черноземы составляют 65% территории области, это 4-5% черноземов России. Каштановые почвы характерны для более сухих восточных районов.

Топливные ресурсы

Разнообразие минеральных ресурсов, которыми богат донской  край, обусловлено особенностями геологического строения территории области. Важнейшими среди них являются топливные ресурсы. 

Почти вся центральная часть области является угленосной, запасы угля сосредоточены в 9 угленосных районах.

Пользуются известностью месторождения каменного угля Восточного Донбасса благодаря высоким качествам. Марочный состав углей разнообразен – от длиннопламенных до антрацитов, составляющих 86% разведанных запасов и являющихся лучшими в мире по калорийности.

Общее количество запасов угля на территории Ростовской области, учтенное до глубины 1500 м, составляет 13 523,9 млн. тонн.

В границах области открыты и учтены 21 месторождение углеводородного сырья: 16 газовых, 3 газоконденсатных, 1 нефтегазоконденсатное и 1 газонефтяное. Разведанные геологические запасы свободного газа составляют 31,183 млрд м3, а предварительно оценённые – 17,673 млрд м3. Эти же показатели для нефти равны, соответственно, 1,891 (извлекаемые – 0,783) и 1,679 (извлекаемые – 0,713) млн тонн, а для конденсата – 0,188 (извлекаемые – 0,162) и 0,001 (извлекаемые – 0,001) млн тонн. Перспективные ресурсы Ростовской области составляют 54,732 млн тонн нефти (извлекаемые) и 69,405 млрд м3 газа (геологические).

Рудные полезные ископаемые

Металлические полезные ископаемые в истории освоения недр Ростовской области изучались очень ограниченно. В результате в регионе отсутствуют промышленные месторождения металлов.

Вместе с тем многочисленные рудопроявления (золото, вольфрам, молибден, титан-циркониевые россыпи), наряду с  благоприятными геологическими условиями, позволяют судить о перспективах области в отношении металлов. Наибольший интерес территория области представляет в отношении выявления новых месторождений и доразведки выявленных перспективных участков  титановых руд россыпного типа.

Нерудные полезные ископаемые

К минеральному сырью регионального значения на территории области относятся тугоплавкие глины (Владимировское, Федоровское Западное, Киселевское и Гуковское месторождения), флюсовые известняки (Жирновское месторождение), формовочные пески  (Карпов-Ярское, Миллеровское, Сутурминское и Тарасовское  месторождения), стекольные пески (Песчаное месторождение, Дегтевский II, Миллеровский  участки).

На территории области разведаны 2 месторождения цементного сырья: Рогаликское и Кульбакинское. Кроме того, имеется большой ресурсный потенциал (22 млрд.т) цементного сырья высокого качества, представленный перспективными участками с благоприятными горно-геологическими условиями для открытой разработки и вблизи транспортных путей сообщения. В основном они сосредоточены в Миллеровском, Тарасовском, Тацинском, Неклиновском, Матвеево-Курганском  районах.

В последние годы открыт ряд месторождений и перспективных участков нетрадиционных видов минерального сырья (бентониты, глаукониты, кремнистые породы), используемых в качестве природных сорбентов, естественных мелиорантов, минеральных удобрений.

Ресурсы для строительной индустрии

Сырьем местного значения являются общераспространенные полезные ископаемые, которые составляют значительную долю минерально-сырьевой базы строительного комплекса Ростовской области. На территории области выявлено 1128 месторождений и участков общераспространенных полезных ископаемых (глины и суглинки, песчаник и известняк, песок, кварцит, мергель, мел, глинистые сланцы).

Область располагает богатым выбором месторождений строительных материалов: камней строительных для производства щебня, песков строительных, глин и суглинков для производства кирпича. Наиболее распространенным видом глинистого сырья в Ростовской области являются суглинки, которые распространены, как и глина, практически во всех районах Ростовской области.

На территории Восточного Донбасса сосредоточено большое количество породных отвалов  шахт, образованных в результате промышленной разработки угля, которые представляют собой техногенные месторождения и новый источник минерального сырья для использования в строительных целях. 

Водные ресурсы

Водные ресурсы области оцениваются в 27,7 куб. км годового стока, из которых только 2,7 куб. км  (10%) формируются в пределах области, а остальные 25,0 (90%) поступают извне. В пределах Ростовской области протекает более 4500 рек, существует более 250 озер, 3 водохранилища и много прудов, а также Таганрогский залив Азовского моря.

По территории области протекает одна из крупнейших рек Европы  – Дон, которая соединяется каналом с Волгой и образует единую транспортную сеть Европейской части России. Судоходны и основные его притоки – реки Северский Донец и Маныч.

Рекреационный ресурс в регионе – месторождения минеральных вод и рассолов со специфическими компонентами (бром, йод, бор, сероводород) и без них. На территории области выявлено 23 типа минеральных вод. Район Ростовской зоны известен натриевыми и йодо-бромными водами. Окрестности Ростова и Семикаракорского района содержат сероводородные, железистые минеральные воды. На базе минеральных источников созданы и успешно функционируют разно-профильные санатории.

Лесное хозяйство

Общая площадь земель лесного фонда Ростовской области состав­ляет 360,6 тыс.га, в том числе - широко распространенные заповедники и заказники, бережно сохраняющие природу Дона.

Среди лесных насаждений пре­обладают дубовые (45%) и сосно­вые (21%). Леса области таят в се­бе пока недостаточно освоенный рекреационный потенциал.

В Рос­товской области в течение трех се­зонов (исключая лето) возможна охота на водоплавающую дичь, перепелов, куропаток, фазанов, копытных (оленя, косулю, кабана, лань, лося), а также на пушных зверей (зайца-русака, лисицу, ено­товидную собаку).

Возможности донской рыбалки во многом недоступны в ос­тальных регионах России, так как в открытых водоемах обитает бо­лее 90 видов рыб, таких как осет­ровые, сом, лещ, судак, тарань, рыбец, чехонь, толстолобик, са­зан, щука, окунь и знаменитая донская сельдь.

Особо охраняемые природные территории

На территории Ростовской области расположены следующие особо охраняемые природные территории:

  • государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» – 9,4648 тыс. га;
  • государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» - 44,998 тыс. га;
  • природный парк «Донской» областного значения – 40,95513 тыс. га;
  • 70 памятников природы областного значения – 20,473113 тыс. га
  • 7 особо охраняемых природных территорий местного значения – 106,65 тыс. га.

Порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Ростовской области утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 15.05.2014 № 350.